Наверх

Вы находитесь в: Главная » Это интересно » Уральский говор – как от него избавиться? Часть 1

Уральский говор – как от него избавиться? Часть 1

Дата: 01 Авг 2012           Автор:            Рубрики: Это интересно

Подумала и решила написать статью о том, как избавиться от уральского говора, который, замечу, совсем никого не красит. А заодно и сама попробую в стотысячный раз сделать это :) На самом деле, вывести уральский говор не так-то просто, но попытка стоит свеч.

Что такое уральский говор

Избавиться от уральского говора можно

Избавиться от уральского говора можно

Вообще, говор (по-другому его называют диалект) – манера разговаривать, причем не одного конкретного человека, а целых населенных пунктов, областей, регионов и т.д. Он характеризуется особым построением предложений, иным распределением ударений, присутствием в речи некоторых слов, которые в другой местности не встречаются или встречаются крайне редко.

В общем, уральский говор – манера разговаривать на Урале. Причем он есть не только в Екатеринбурге, но также Челябинске, Перми и других населенных пунктах региона. Предполагается, что диалект унаследован от народов севера, поскольку у людей, населяющих Урал, нет привычки широко открывать рот во время разговора. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что таким образом северяне старались предотвратить попадание холодного воздуха в полость рта.

У вас 100% есть уральский говор, если вы:

  • всегда жили только на Урале и никогда не выезжали с его территории (если вас окружают люди, говорящие на уральском диалекте, то вы в любом случае его унаследовали);
  • приехали на Урал из другого региона, и проживаете здесь уже длительное время, но не следите за своей речью (уральский говор очень приставуч! его легко подцепить, но крайне сложно от него избавиться).
Говорите понятно

Говорите понятно

В общем, большая часть екатеринбургцев, так или иначе, говорят на своей волне. Распознать уральский говор можно по ряду признаков:

  • речь быстрая, иногда ее сложно воспринимать на слух;
  • речь беспорядочная (очень часто отсутствует логическое завершение фраз, уральцы любят резко перескакивать с одной мысли на другую);
  • в речи присутствуют все гласные, которые есть в слове (слово «молоко» также и произносится как «молоко», хотя в разговорном варианте 2 первые «о» заменяются на «а», и должно получиться «малако»);
  • отсутствие ударений в словах и логических ударений в целых фразах, из-за чего речь получается монотонной, однообразной, неживой;
  • и  в противовес предыдущему утверждению – растягивание некоторых (часто безударных) гласных, особенно на конце слова/фразы (а-ля «не надаа»);
  • равнозначные ударения во всех словах одного предложения/фразы (т.е. речь без эмоциональной окраски);
  • проглатывание букв и целых слогов («грит» вместо «говорит»);
  • частая замена гласных звуков «а» на краткое «о», вообще с гласными беда какая-то творится.

В общем, распознать уральский говор можно запросто. Я перечислила лишь те признаки, которые первыми пришли на ум. Не затрагивала слова, характерные исключительно для уральского говора, т.к. что-то припомнить их не могу. Так, чтобы какое-то слово упоминалось только на Урале и нигде больше… хм, надо подумать :)

Как избавиться от уральского говора

Время заняться своим произношением

Время заняться своим произношением

Если посмотреть на ряд признаков, становится вполне понятно, что лучше от уральского говора избавиться. И это можно сделать дома, если знать как. Если вы преследуете эту цель, вам необходимо:

  • научиться правильно дышать

Вообще, правильное дыхание еще никому не помешало. Большинству поп-звездам я бы тоже посоветовала научиться этому, особенно тем, кому постоянно не хватает воздуха на концовке фраз из песен.

  • делать гигиенический массаж лица и шеи

Он необходим, чтобы растянуть связки, разогреть мышцы, которые «заточены» по уральский говор.

  • читать много и вслух

Чтение книг позволит вам обратить внимание на ударения, научиться выделять фразы с помощью интонации. Возьмите классику!

  • освоить правила расстановки ударений

Без этого никуда.

  • исправить речевые дефекты, если такие имеются

Нужно проработать каждый звук, научиться выговаривать все звуки. Как? Расскажу и об этом.

  • расширять словарный запас
  • следить за речью, вслушиваться в каждое слово, записывать себя на диктофон

Весьма полезное занятие, которое позволит вам вычленить уральский диалект и поможет в процессе избавления от него.

 

На сегодня все. Теперь вы знаете, что такое уральский говор, и как его распознать. Повествование о том, как избавиться от диалекта, я продолжу в следующих постах. Поделитесь своим опытом в комментариях, замечали ли вы за собой говор, и пытались ли от него избавиться.

P.S. Чтобы не пропустить продолжение, подписывайтесь на обновления блога!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Комментарии к статье: 31

  1. Любитель Екатеринбурга
    22.01.2013 в 21:20

    Знаю как минимум одно словцо, которое в ходу только на Урале. Грибы, которые везде называют «сыроежки», у вас называют «синюшки». Были и ещё какие-то названия грибов и полевых трав, я слышал от знакомых, когда тусовался с ними на озере Балтым. Но так как я не биолог, то быстро забыл всё.

    Ответить
    • admin
      (автор записи)
      23.01.2013 в 21:29

      Я слышала название «синявки». Грибами как-то не увлекаюсь.

      Ответить
      • Людмила Винокурова
        06.04.2013 в 17:23

        Да, синявки — это что-то.
        Только вслушайтесь в слово — СИНЯВКИ ;-)

        Ответить
        • Иван
          24.07.2014 в 01:36

          В последние годы синявками называют не только грибы, но и алкоголиков :smile:

          Ответить
  2. Любитель Екатеринбурга
    23.01.2013 в 23:56

    Да, точно: не «синюшки», а «синявки». Грибами тоже не увлекаюсь, просто был поражён таким фактом: вроде в одной стране родились и живём, а говоришь людям слово — они не понимают, о чём это. Велика всё таки наша страна…

    Ответить
    • admin
      (автор записи)
      24.01.2013 в 08:58

      Еще вспомнила название другого гриба – «обабок» (или «абабок», не знаю как правильно, в словарях такого слова вообще нет). Это ладно, я несколько раз в сети находила целые списки слов, присущих уральскому диалекту, но когда просматривала их, максимум 10-15 узнала из нескольких сотен.

      Я когда впервые услышала питерское «бадлон» тоже не сразу поняла, что это такое.

      Ответить
  3. Сергей
    02.04.2013 в 08:59

    Сначала хотел встать на защиту говора, но дочитав дальше, узнал, что уральский говор не так уж красив. Тогда конечно желательно от него избавляться и заниматься произношением. ;-) Но это уж когда совсем непонятно, что говоришь. :twisted:

    Ответить
    • Елена
      (автор записи)
      02.04.2013 в 14:51

      В нем, на самом деле, нет ничего прекрасного )) Люди просто привыкают так говорить, вот и все. Кто захочет, тот отучится )

      Ответить
  4. Людмила Винокурова
    06.04.2013 в 17:25

    Я родом из Оренбурга, но с года живу в Свердловской обл.
    Когда приезжали туда ,нас сразу там вычисляли по «речи»

    Ответить
  5. Ирина Раковец
    06.04.2013 в 19:58

    Эти методы наверно можно и просто к постановке хорошей дикции отнести. Надо запомнить :smile:

    Ответить
    • Елена
      (автор записи)
      07.04.2013 в 11:31

      Можно, конечно!

      Ответить
      • Ирина Раковец
        10.05.2013 в 21:50

        Вот чтение вслух действительно улучшает произношение. Уже только тем, что ты себя слышишь и понимаешь свои проблемы дикции.

        Ответить
        • Crepeer
          10.06.2013 в 12:53

          Чтение вслух – действительно хороший способ улучшить свое произношение. Нужно читать несложные тексты, громко и четко проговаривая каждый звук не забывая следить за интонацией.

          Ответить
          • Людмила Винокурова
            11.06.2013 в 19:41

            А ещё лучше записать на диктофон, а потом прослушать — такое можно о себе узнать…. :idea: :twisted:

  6. Жанна
    12.06.2013 в 19:44

    А мне повезло видимо, у меня и намека на уральский говор нет. Прямая речь, причем куда бы не приехала (по работе) сразу говорят люди, что я либо из Питера, либо из Москвы. Хотя в Питере всего год живу.
    К своему стыду, когда приезжала в Москву, говорила, что я из Петербурга, принимали как равную себе.
    К стыду, потому, что родина моя – Екатеринбург… но его (Екатеринбург) провинциалят и провинциалят…… причем не власти, а сами люди…
    Это очень большая причина моего отъезда из города…. Но не главная естественно.

    Ответить
    • Елена
      (автор записи)
      13.06.2013 в 22:50

      Екб нормально воспринимают и петербуржцы, и москвичи, ни разу не слышала, чтобы язвили и говорили, что это провинция
      Да и многие «москвичи» и «петербуржцы» таковыми не являются, просто называют город, где живут, и это нормально. Я в свое время тоже когда я жила в Питере при згакомстве с людьми из других городов говорила, что я из Питера. В том смысле, что живу в Питере. Но я никогда не скрывала, что из Екб.

      Кстати, про говор. Я знаю одну петербурженку, у нее есть родня в Перми. Так вот, когда она к ним приезжала раньше, все удивлялись ее манере разговора, спрашивали, откуда она приехала. Но через пару недель она начинала говорить также как все, и новые знакомые уже не верили, что она из Питера :)

      Уральский говор очень заразен, если так можно сказать. Его очень легко перенять и сложно вывести, живя в Екб, Перми, Челябинске… Если переехать, то задача упрощается в разы, но все равно даже если вы его не замечаете, это не значит, что его нет. В целом может то и нет, но отдельные словосочетания и ударения могут выдавать. Кстати, питерская манера разговаривать несколько лет назад была признана самой красивой в России, в отличие от мааасковской.

      Ответить
      • Сергей
        14.06.2013 в 12:52

        Интересно! ;-)

        Ответить
      • Жанна
        14.06.2013 в 17:00

        Согласна, что приезжих тут много, даже очень….. вчера слышала, что в Питере официально 5100000+1 миллион мигрантов + еще примерно полмиллиона приезжих из российских городов.
        Итого около 7 миллионов, должна сказать, что верю, ну вот как еще объяснить: пробки жуткие, значит метро должно быть свободнее., а на деле что? Как поедешь раньше, или тут надо было днем документы забрать, гиду деньги передать и кафе указания дать, так я чуть не офигела в прямом смысле слова в метро, нет, не на входе, а в переходе и на станции, и как забивали вагон…. На входе теперь все двери открывают.
        Ну, это же просто невыносимо, электрички ездят с интервалом в 1 минуту МАКСИМУМ 15 секунд и все равно, я только в третью влезла.
        Ну, вот что за бред? И причем такое ощущение, что народу все время прибавляется…. Ну, действительно, сложно конечно сравнить с прошлым летом, но ощущение, что больше и значительно.

        Теперь про говор: моя бабушка потомственный учитель, еще в советское время заслуженным учителем республики (РСФСР) была и она меня всегда учила правильной манере разговора, наверное, поэтому я всегда в ЕКБ себя как дура чувствовала, подружки говорили, что у меня столичный диалект, и я старалась не утратить его, как не сложно это было.

        Речь должна быть спокойной (естественно в меру))), не нервной, не беглой, без слов «сорняков». И главное не слишком высокой, как объяснить ?????….????…. ну, вот предположим, певец оперный или опереточный берет высокую ноту, и представьте, что он так на высокой ноте и говорит, а не поет… смешно? Да, вот и мне смешно, встречала в Питере людей именно с таким вот идиотством и люди оказывались из Пензы, Орла, Смоленска и остальных городов. По речи сразу слышно, кто есть ХУ…. Не говорят, а пищат….
        И у нас в ЕКБ такие есть….к сожалению.

        От плохого тяжело избавляться, его только легко получить, это и про слова сорняки и про говор идиотский, главное быть собой и не вестись на тему: а все так горят, что – «левая», так, кстати можно отличить личность от «овоща».

        Ответить
        • Елена
          (автор записи)
          15.06.2013 в 12:35

          Мне кажется, что полмиллиона приезжих — это заниженная цифра, их больше гораздо.
          У меня тоже есть одна знакомая из г. Алатырь, уже лет 7 в Екб живет, но манеру говорить не переняла, бережет. Не знаю, смогла ли она сохранить свой говор до сих пор, давно ее не видела, но 5 лет ей это удавалось.

          Ответить
  7. Жанна
    14.06.2013 в 20:50

    А главное, это ЖЕЛАНИЕ, осознание того, чего тебе как человеку надо! И работа над собой! Именно тогда все получится, иначе — никак, по себе знаю. :smile:

    Ответить
  8. Александр
    20.07.2013 в 00:49

    Прчитав данную статью, а самое главное, комментарии, решил все же отписаться. Я сам, родом из Кургана, уральского акцента было не так много, ибо родители мои переехали из Центральной России по распределению, и я каждый год в течение лета жил в Москве у родственников, но «сидндромом неоткрывающего рта» был заражен с рождения. Сейчас проживаю в столице почти 9 лет, акцент испарился, зато произошло «переопыление», всегда цеплялся слухом за диалекты, ибо прошел школу через «комплекс москвича». Что я могу сказать, посмотрите фильм «Кококо» все четко и тонко показано, разницу между территориями большой и великой России. Уральский акцент отвратителен, причем он в Екатеринбурге еще хуже, чем во всем Уральском регионе, грубый, резкий, агрессивный, быстрый и проглатывающий. Но в большинстве случаев говор является лишь следствием бытия, на Урале быстро, в Петербурге все слишком медленно и пафосно.
    Так у завелось на Руси, нелюбовь к крупным городам и принижение более мелких, дело не в говоре по сути-то, главное, чтобы человек был хороший

    Ответить
    • Елена
      (автор записи)
      20.07.2013 в 10:38

      Да, верно вы подметили про города России. В Великобритании, насколько я знаю, такого неприятия диалектов нет, хотя разница в произношении там гораздо сильнее выражена.

      Ответить
  9. Галина
    26.06.2014 в 20:03

    Я пять лет живу в Москве, закончила здесь университет. Родом из города Омска. До сих пор у меня проблемы с «провинциальным акцентом». Сам он никуда не уходит! Всегда удивляюсь когда люди говорят, что диалект приставуч и мы адаптируем речь под местность. Я надеялась, что это так…но по прежнему встречаясь с людьми слышу фразы типа: «Ты откуда? У тебя такой акцент…». Мало того, акцент не просто раздражает слух, но и создаёт впечатление необразованности у многих носителей «московского диалекта». Больше надеяться на чудо не могу! Нашла педагога и занимаюсь индивидуально. Время мою проблему решить не смогло) Мой совет- не тянуть! Заниматься сразу по приезду! Тогда можно избежать многих проблем и комплексов. ;-) ;-)

    Ответить
    • Елена
      (автор записи)
      27.06.2014 в 21:11

      Вы знаете, а вот эти региональные диалекты, особенно уральский, очень хорошо цепляются ко всем приезжим: к москвичам и петербуржцам в т.ч. И приживаются быстро: неделя — и говорят уже по-другому :) А в обратную сторону не работает, жаль.

      Ответить
    • Ольга
      26.08.2014 в 14:06

      Галина, здравствуйте. Подскажите как связаться с Вашим преподавателем?

      Ответить
  10. Николай74
    09.10.2014 в 22:32

    говор это твое родное! да есть неграмотная речь, но менять говор..хм..не знаю.. у каждого он свой, в этом своя изюминка! говор, какие то слова местные

    учитесь грамотной речи, говор не тут причем! от своей тупости не пробовали избавиться? у нас люди разговаривают нормально! может в Перми, Екб и еще где то чуть инае чем в Челябинске, но в этом тоже не вижу проблем, опять же наоборот здорово, что у каждого свои слова и свой диалект

    я говорю вы лучше просто разговаривать учитесь грамотно! а если у вас в голове пусто, то тут уже не говор не виноват, не то место где вы проживаете

    Ответить
    • Елена
      03.11.2015 в 20:27

      Совершенно с вами согласна! Если человек стесняется своего родного произношения,чурается его, презирает акцент и его носителей, то это лишь комплексы, ограниченность,мещанство и снобизм. И больше привлекает внимание и вызывает негативную реакцию не сам акцент, а именно безграмотность, невежество и глупость. Действительно грамотную речь никак нельзя испортить произношением.

      Ответить
  11. Максим
    26.09.2015 в 22:45

    А смысл избавляться от регионального наречия, потомка самых древних наречий русского языка, сохранившихся, как ни странно, в одной из древнейших колыбелей евразийской цивилизации?

    Наречие, говор, диалект — это нормально, а кому не нравится, могут просто не приезжать и не слушать, и не тащить уральцев туда, куда они не хотят.

    Само посягательство на говор, в общем-то, весьма преступно…

    Ответить
  12. Татьяна
    22.12.2015 в 13:05

    Мир прекрасен в своем разнообразии! Избавление от диалекта — пережиток советской системы. Диалект предствлялся слабостью от которой надо избавиться, поскольку он является частю национальной или региональной идентичености. А в Советском союзе, не могло быть разнообразия идентичностей (мы же все помним как нам мама говорила, что лучше быть как все и не выделяться) — была норма и ей надо было соответствовать, а еще лучше забыть о своих исторических и культурных корнях. Если мы все будем говорить согласно норме, то это тоже самое, что если мы все будем носить серую униформу. Любите свой уральский диалект. Хольте его и лелейте, потому что это ВЫ, это часть вашей культуры и истории

    Ответить