Наверх

Екатеринбург

Последнее обновление: 20.12.14           Автор:

Екатеринбург – город контрастов, город надежд, город, без которого сложно представить современную Россию. Его обожают и ненавидят, презирают и боготворят, в него устремляются и его покидают. В нем можно жить, открыв все его перспективы, а можно выживать, едва сводя концы с концами. Перед одними он предстает в полном блеске центра, других отталкивает серостью окраин.

Вот такой неоднозначный Екатеринбург. В этой статье* я расскажу о разных аспектах жизни в этом городе, затрону его прошлое, настоящее и будущее.

Красотою уральской неброской
Город мой был всегда знаменит.
Красотою без блеска, без лоска,
Красотою, одетой в гранит…

«Город мой», Лев Зонов

7

Содержание статьи

Общие сведения

Важные даты в истории города

Власть и официальные символы

Климат и экология

Как добраться до Екатеринбурга

Городской транспорт

Застройка города

Численность населения

Экономика (кратко)

Образование и работа

Культурная жизнь

Места отдыха и развлечения

Достопримечательности

Сильные и слабые стороны города

Общие сведения о городе

Екатеринбург расположен на восточном склоне Уральских гор, в 40 км от границы Европы с Азией. По численности населения он – четвертый в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, а не третий, как считают многие здесь. У Екатеринбурга промышленное прошлое, это типичный горный город, который образовался на месте основания крупнейшего завода страны.

В разговорах часто можно услышать другие названия города, такие как столица Урала, Екат, Ё-бург и др., местные редко проговаривают Екатеринбург целиком. Ну не звучит оно как-то – слишком длинное. Видимо, по этой причине область все же не переименовали, она с советских времен и по сей день остается Свердловской.

Если говорить сухим канцелярским языком, то Екатеринбург – административный центр Свердловской области, главный, не побоюсь этого слова, город на Урале, что бы там ни думали многоуважаемые челябинцы, тюменцы и пермяки. Не прямо-таки столица, конечно, как любят тут многие говорить, называя Екатеринбург столицей Урала, но то, что этот город ведущий – это общепринятый факт.

  • Год основания – 1723
  • Население – 1,4 млн чел (миллионник с 1967 года)
  • Четвертый по численности после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска
  • Национальный состав – русские (ок. 80%), татары, украинцы
  • Главенствующая религиозная конфессия – православные
  • Через город проходит четвертая по величине транспортная развязка в стране

[↑]

Важные даты в истории города

Все случилось в начале XIXвека. Василий Никитич Татищев по приказу Петра I прибыл на Урал, чтобы прояснить положение казенных заводов. По состоянию на 1720 год объемы их производства значительно снизились и уже уступали предприятиям семьи Демидовых. После изучения промышленных перспектив местности, Татищев пришел к выводу, что реконструкция государевым заводам не поможет, и нужно строить новые цеха.

Вскоре было выбрано и подходящее место – берег реки Исеть. Однако отстоять свою идею Татищеву не удалось. Строительство завода решили отложить, а для проверки гипотезы ответственным назначили Вильгельма де Геннина. Но горный инженер выдвинул такое же предложение: нужен более мощный завод. И только получив второе подтверждение необходимости строительства, император отдал приказ его начать.

12 марта 1723 года был заложен первый камень будущего завода, а 19 ноября уже прошел пробный пуск цехов предприятия. Этот день вошел в историю как день основания Екатеринбурга.

1723 – основание Екатеринбурга, строительство завода.

Екатеринбург основан в 1723 году первым императором Петром Первым и по иронии судьбы здесь, в подвале дома Ипатьева, расстреляли семью последнего императора – Николая Второго. Сейчас на этом месте построен Храм на Крови. Останки царской семьи вывезли на Ганину яму. А в 2000 году последних членов императорской фамилии канонизировали в лике страстотерпцев.

Кстати, Екатеринбург всего на 20 лет моложе Питера. Свое имя он получил в честь императрицы Екатерины I, но ведущую роль в его судьбе сыграла Екатерина II. Именно она сделала Екатеринбург городом и проложила через него одну из основных дорог Отечества – Сибирский тракт.

1781 – поселение получило статус уездного города в составе Пермской губернии.

1806 – утверждение положения горного города, Екатеринбург стал единственным в Российской империи горным городом.

С 1826 года в Екатеринбурге расположились резиденция и канцелярия Главного начальника горных заводов хребта уральского. В 1831 году Горное управление вообще перевели из Перми в Екатеринбург, который стал административным центром всей уральской горнозаводческой промышленности. А значит и общепризнанной неофициальной столицей края. Однако в разгар кризиса горнодобывающей промышленности последний статус был снят.

1726 – начало работы монетного двора. С 1735 в Екатеринбурге производилось 80% монет, бывших в обиходе в целом по стране.

1878 – построена первая железная дорога сообщением Екатеринбург-Пермь.

1917 – власть в городе захватили большевики.

1918 – расстрел царской семьи в доме Ипатьева. Позднее по причине ветхости деревянное строение было снесено и на его месте построен Храм на Крови.

1924 – славный город Екатеринбург переименовали в Свердловск. И такое имя он носил вплоть до падения советского режима.

1941-45 – Свердловск принял порядка 50 предприятий, которые в годы войны были эвакуированы с территории европейской части страны. Здесь хранилась экспонаты Эрмитажа.

1991 – возвращение исторического названия. Но область остается Свердловской, хотя, не спорю, Екатеринбургская как-то не звучит. Кстати, со Свердловском в современной России связано немало несуразностей. Почти 10 лет сохранялось название центральных железнодорожных станций «Свердловск-Пассажирский», «Свердловск-Сортировочный», «Свердловск-Товарный». У пассажиров эти нестыковки вызывали недопонимание, особенно у тех, кто не в ладах с историей и географией. [↑]

Власть и официальные символы

Глава Екатеринбурга, он же мэр, является высшим должностным лицом города. В данный момент на его месте находится Евгений Ройзман. На свою должность мэр избирается голосованием.

Есть также и городской управляющий, он же сити-менеджер. Это глава муниципальной администрации. Должность появилась в 2010 году.

gerb-ekb

Герб Екатеринбурга

flag-ekb

Флаг Екатеринбурга

 

 

 

 

 

 

[↑]

Климат и экология

Климат в городе умеренно-континентальный. Как правило, погода соответствует сезону: лето жаркое, но непродолжительное, зима снежная. Тут преобладает межсезонная слякотная погода, которая возможна не только весной и осенью, но и в другие времена года.

Несмотря на кажущуюся адекватность, местный климат мне никогда не нравился. Больше всего разочаровывает непредсказуемость погоды: перепады температуры в 30 градусов, а иногда и больше – норма жизни. Бывает и такое: в обед жара, тридцать с небольшим в тени, а ночью выпадает снег, и на следующий день плюс десять от силы. Правда, никаких сугробов летом не возникает: снег тут же тает, но сам факт его выпадения настораживает.

Зима в Екатеринбурге

Зима в Екатеринбурге

Лето теплое, что бы там ни говорили, и анекдот «Мальчик ты что незагорелый такой? У вас лето бывает? – Бывает, только я в тот день болел» точно не про Екатеринбург. И хотя лето тут господствует не положенные 90 дней, а значительно меньше, оно все же имеется, правда, носит полосатый характер – один день жара, другой день ливень, третий – холод. Но бывают и исключения. Так, 3 «жарких» месяца 2014 года особенно порадовали. Тепло за все лето стояло от силы неделю, в остальное время стабильно +10…+15 и дождь. Спасибо и на том, что хоть снег не выпал, как в Челябинской области!

Лето в Екатеринбурге

Лето в Екатеринбурге

Екатеринбург – довольно пыльный город. Хотя в последний год ситуация заметно улучшилась: давненько я не встречала на его улицах маленьких пылевых смерчиков. Как-никак улицы теперь у нас не только подметают, но и моют. Конечно, не так интенсивно, как в Европе, но, тем не менее, приятно. Но все равно по сравнению со многими другими городами, пыли здесь много. Причем избавиться от нее полностью вряд ли получится – причина в климате, составе почвы, расположении города.

Вообще Екатеринбург находится в чаше: от всего остального мира его со всех сторон закрывают холмы и возвышенности. Именно поэтому он вынужден вариться «в собственно соку»: воздух над ним меняется крайне медленно и неохотно, воздушные массы застаиваются, сквозных ветров нет. А если накроет смог, то пиши пропало – дышать нечем.

А в целом город пригоден для жизни: зеленый, в летнее время здесь высаживают много цветочных клумб, есть парки, аллеи и скверы. [↑]

Как добраться до Екатеринбурга

Екатеринбург целиком и полностью находится в Азии, несмотря на то, что большинство местных почему-то считают себя европейцами. Впрочем, отчасти они правы – до границы с Европой и Азией всего 39 км. На этом месте установлен монумент. Но поблизости есть и другая стелла, ненастоящая, для туристов. Она находится прямо на дороге – проехать сложно.

Город на карте России:

Добраться можно следующими видами транспорта:

  • поездом;
  • самолетом;
  • автобусом;
  • личным транспортом.

Поезд

Вы прибываете на железнодорожный вокзал Екатеринбург-Пассажирский. В непосредственной близости от него находится Северный автовокзал. Рядом с железнодорожным вокзалом располагаются остановки автобусов, маршруток, троллейбусов, трамваев, неподалеку находится станция метро Уральская.

Самолет

Международный аэропорт Кольцово расположен в черте города. Он принимает как внутренние, так и зарубежные самолеты, с ним сотрудничают многие российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», «ЮТэйр» другие. Кольцово – это порт приписки а/к «Уральские Авиалинии», буквально через дорогу располагается офисное здание авиаперевозчика.

samolet

Самолет уральских авиалиний

До города можно добраться на аэроэкспрессе (ходит несколько раз в сутки!), а также на автобусе, маршрутке и такси. Такси лучше, конечно, вызывать, выйдет не так дорого. А вообще стоимость поездки у нас невысокая.

Автобус

В городе 2 автовокзала: Северный и Южный. Первый находится рядом с железнодорожным вокзалом, второй – на пересечении улиц 8 Марта и Щорса. Раньше в Екатеринбурге был только один автовокзал, который располагался в другом районе. И с поезда на автобус приходилось ехать через весь город. В середине 2000-х годов решили это исправить: построить рядом с ж/д вокзалом автовокзал.

И хотя не все направления дублируются, но во многие города области и за ее пределы можно добраться с Северного автовокзала. Но даже если вам нужно отправляться с южного, доехать до него не проблема: несколько лет назад на пересечении Щорса и 8 Марта открыли станцию метро. 15 минут – и вы на месте.

Автомобиль

В Екатеринбурге встречается несколько федеральных трасс:

  • М-5 Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск (продлена до Екатеринбурга);
  • Р-242 Казань – Пермь – Екатеринбург;
  • Р-351 Екатеринбург – Тюмень;
  • Р-354 Екатеринбург – Шадринск – Курган.

До города можно добраться на автомобиле, смотря из какого населенного пункта вы стартуете. [↑]

Городской транспорт

Стоимость проезда в городском транспорте Екатеринбурга единая, и составляет 23 рубля (не считая городской электрички, там заведуют РЖД). На все виды транспорта, кроме электрички, действует единый проездной – Екарта.

Городской транспорт представлен:

  • автобусами (63 маршрута);
  • маршрутками (45 маршрутов);
  • троллейбусами (15 маршрутов);
  • трамваями (29 маршрутов);
  • городской электричкой (1 маршрут Екатеринбург-Сортировочный – Керамик);
  • метро (1 действующая ветка, 9 станций).

Автобусы

Они популярны почти во всех районах, как центральных, так и отдаленных. За исключением, пожалуй, севера города: здесь в приоритете остальные виды транспорта: метро, трамваи, троллейбусы. По моим наблюдениям, наиболее востребованы автобусы в центре, западной и восточной частях города, а также прилегающих поселках, где автобус – единственная связь с городом.

Маршрутки

Распространенный и доступный вид транспорта. Стоимость проезда в маршрутках такая же, как и в остальном городском транспорте. Было время, когда они стоили дороже, однако власти посчитали, что высокая цена ущемляет права пассажиров и она не должна превышать утвержденных тарифов.

Но в частных автотранспортных предприятиях не спешили уравнивать цены, напротив, они стали брать за проезд меньше муниципального транспорта. И не прогадали: поток пассажиров значительно увеличился, конечно, какой смысл ждать городской автобус и платить за него, когда можно с ветерком доехать на маршрутке, и вдобавок это обойдется дешевле. Так что раз заработать на высокой стоимости проезда не получилось, маршрутки сделали ставку на поток пассажиров.

Такое положение вещей ударило по доходу муниципалитета: некоторые маршруты городских автобусов Екатеринбурга и вовсе стали убыточными. Например, №50, соединяющий Юго-Западный микрорайон с центром. Огласку получил один случай. Несколько лет назад власти решили запретить маршрутки, следующие по маршруту автобуса №50, мотивируя это тем, что они отобрали у автобуса весь хлеб. Несколько дней маршрутки не выходили, и негодованию жителей микрорайона не было предела: полтинник не справляется с транспортным потоком, и, кроме того, в его расписании большие интервалы. К спору подключилась антимонопольная служба, усмотревшая в запрете маршруток явные нарушения, постановила вернуть их.

После последнего повышения стоимости проезда маршрутки уравнялись с остальным транспортом, и сейчас 1 поездка на них обойдется в 23 рубля.

Кстати, в маршрутках действует проездной. Так что властям полностью «влить» их в структуру городского транспорта удалось на все 100%. За каждого льготника и держателя Екарты деньги перевозчикам перечисляет муниципалитет.

Троллейбусы

Они соединяют окраинные районы с центральными. Самый короткий маршрут у троллейбуса №4 – всего 6 остановок, не считая конечные. Есть маршруты, которые курсируют внутри одного микрорайона (№8 и №10 на Уралмаше, №16 на Эльмаше), и троллейбусы, соединяющие 2 микрорайона в составе одного района (№13 между Уралмашем и Эльмашем).

Трамваи

Маршруты большинства трамваев обозначаются цифрой. Как в песне Земфиры, они ходят от края до края. Но есть один трамвай, который следует по кругу – №А. Он единственный такой в городе.

Трамвайная сеть проложена во многих микрорайонах города, совсем ее нет на Химмаше, Уктусе, Широкой речке, Академическом.

Трамваи Екатеринбурга

Трамваи Екатеринбурга

Городская электричка

Ее запустили в середине 2000-х. Всего 1 маршрут, соединяющий станции Екатеринбург-Сортировочный и Керамик. Как и вся железная дорога, работает по московскому времени. Ходит строго по расписанию, в рабочие дни 6 раз, в выходные 3 раза. Проезд 20 рублей.

Метро

Гордость нашего города. 4-е по пассажиропотоку в стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Станции расположены удачно, строительство все время идет, но ее темпы оставляют желать лучшего. Слишком долго. Екатеринбургское метро одно из самых красивых в стране.

Станции располагаются рядом с вокзалом, автовокзалами, в центральной части города, возле цирка и стадиона «Динамо». Ветка проложена с севера на юг. Первая станция, которая была построена в Екатеринбурге, получила название в честь одной из длинных улиц города, – «Проспект Космонавтов».

Метрополитен работает с 6:00 до 24:00. В День победы и День города его продлевают до часа или двух ночи. В проекте 3 ветки метро.

Метро Екатеринбурга

Метро Екатеринбурга, станция Чкаловская

Если вы на автомобиле

Водителям: в центральной части Екатеринбурга есть платные парковки с паркоматами. Однако механизм их работы до конца не отрегулирован, доступны не все способы оплаты, а неутихающие споры ГИБДД с администрацией города еще больше запутывают автолюбителей. Но пока, как утверждает ГИБДД, штрафы они не выписывают. А у администрации нет на это полномочий. [↑]

Застройка города

Город в буквальном смысле поглотила точечная застройка, хотя ее уже даже запретили. Но все равно есть пути обхода наложенных ограничений, а это значит, что в ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему.

К историческим памятникам тут двоякое отношение: одни берегут, реставрируют. Другие, напротив, стоят заброшенными, никому не нужными, их со временем сживают со свету недобросовестные застройщики. Конечно, все это печально, ведь утрачивается историческое наследие. Но если подумать, то деревянные полуразвалившиеся особняки представляют собой опасность для всех. Они могут быстро загореться, рухнуть в любой момент.

В некоторых старинных домах еще живут люди, хотя в них опасно даже находиться. И таких сооружений хватает. Снести – жалко, это преступление, ведь многие особняки находятся под охраной государства, но на их восстановление городская администрация денег выделять не спешит. Остается только наблюдать, как здания сами разрушаются под воздействием времени, осадков и недобросовестных застройщиков, приглядевших территорию под очередной стомиллионный торговый центр.

Современная архитектура города не впечатляет. Она образована непонятными бетонно-стеклянными сооружениями, которые, дай бог, гармонируют с прилегающими строениями. Но этого часто я не наблюдаю. Наоборот, тут всё кажется таким разрозненным. И это тоже печально.

Екатеринбург с высоты

Екатеринбург с высоты

В целом, после продолжительных прогулок по Екатеринбургу складывается впечатление, что у него нет лица. Нет того единства, которое формировало бы облик города. Да, мегаполисы в России похожи друг на друга: везде одно и то же. Есть, конечно, исключения, но… на то они и исключения.

Разумеется, в Екатеринбурге присутствуют исторические здания, которые находятся в хорошем состоянии. Это усадьба Харитонова-Расторгуева, дом Севастьянова, усадьба Зотова/Тарасова, Вознесенская церковь. Они олицетворяют свою эпоху и дают представление о былой архитектуре.

Все эти здания, в основном, располагаются в центральной части города. А вот окраины были застроены в советское время, ведь массовое расширение границ города началось с 30-х годов. Хотя и в спальных районах тоже есть свои памятники. Например, Белая башня на Уралмаше. Выдающийся объект для своего времени.

Белая башня Екатеринбург

Белая башня

[↑]

Численность населения

В Екатеринбурге проживает 1,4 млн человек. Подавляющее большинство (90%) – русские. Численность населения постоянно увеличивается, начиная с 2005 года. [↑]

Экономика (кратко)

Екатеринбург – город заводов. Здесь до сих пор работает более 80 предприятий разной направленности. Всего в Екатеринбурге зарегистрировано свыше 200 тыс. организаций.

Вот некоторые показатели средних и крупных обрабатывающих производств нашего города (данные 2012 года):

  • оборот 215,1 млрд. руб.;
  • среднемесячная зарплата на одного сотрудника – 31982 руб.;
  • среднесписочная численность работников, занятых в производстве, – 73,1 тыс. человек;
  • процент убыточных предприятий – 23,2 %.

Екатеринбург перенасыщен торговыми площадями, на 1000 жителей в 2013 году приходилось порядка 1150 кв. м. [↑]

Образование и работа

Учиться и работать тут есть где. Как говорится, было бы желание. В целом за качество образования всего Екатеринбурга говорить не возьмусь, но, подозреваю, оно далеко неплохое. Учебных заведений достаточно, хотя выбор не такой большой, как в Москве и Санкт-Петербурге. В Екатеринбурге находится один из 8-ми федеральных университетов (УрФУ), созданный на базе УрГУ и УГТУ-УПИ.

Что касается размера заработной платы, то средняя з/п на январь 2013 года на одного горожанина составила 33,5 тыс. руб., что на 8 тыс. руб. больше, чем в Свердловской области (источник). [↑]

Культурная жизнь

Екатеринбург – центр культурной жизни Урала. Здесь расположены театры, кинотеатры, библиотеки, проводятся фестивали, организуются выставки, гастроли и другие мероприятия. Тут образовался крупнейший центр русского рока, в Свердловске появились группы «Чайф», «Смысловые Галлюцинации», «Наутилус Помпилиус» и другие. На уральской земле родились и выросли многие рок-звезды. [↑]

Места отдыха и развлечения

К вашим услугам парки, скверы, театры, кинотеатры, выставки, музеи, филармония, аквапарк, цирк, многочисленные кафе, рестораны, бары, ночные клубы, бильярдные, бани, сауны. [↑]

Достопримечательности

К сожалению, в последнее время достопримечательностями становятся не совсем привычные в этом плане вещи. Например, многие считают местной достопримечательностью новый небоскреб «Высоцкий».

Смотровая площадка на БЦ «Высоцкий»

Да, небоскреб Екатеринбурга. Да, можно посмотреть на город с высоты. Ну и что – построили самую высокую свечку на Урале, и только. Никакой культурной и тем более исторической ценности это здание не представляет. Хотя… Смотровую площадку я все же рекомендую посетить, как-никак самая высокая точка города.

Смотровая площадка Екатеринбург

Смотровая площадка в Екатеринбурге

Плотинка

Стоит обязательно посетить. Как ни крути, исторический центр города находится именно здесь. Отсюда начался Екатеринбург, неподалеку от нынешнего расположения Плотинки были построены первые заводы. Тут стоит побывать, место неоднозначное. На мостах через Исеть принято навешивать замочки молодоженов. Да, есть такая традиция в нашем городе.

  • Дом Севастьянова (бывш. Дом профсоюзов)
  • Здание городской администрации Екатеринбурга
  • Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) им. Маяковского
  • Улица Вайнера
  • Набережная Городского пруда
  • Храм на Крови
  • Усадьба Расторгуевых
  • Вознесенская горка (Харитоновский парк)
  • Обелиск Европа и Азия под Первоуральском
  • Метеогорка
  • Дендропарк (ул. 8 Марта Куйбышева)
  • Октябрьская площадь
  • Черный тюльпан
  • Аллея любви
  • Театр оперы и балета
  • Храм Большой Златоуст (Максимилиановская церковь)
  • Озеро Шарташ
  • Старый вокзал
  • Старое здание аэропорта
  • Мельница Борчанинова-Первушина
  • Гостиница Исеть
  • Цирк
  • Аквапарк «Лимпопо»
  • Царский мост
  • Белая башня
  • Бульвар Культуры
  • Свято-Троицкий кафедральный собор
  • Камерный театр
  • Каменные палатки

[↑]

Сильные и слабые стороны города

Сильные стороны города

  • Много возможностей реализовать свой потенциал, масса вариантов поиска работы, обучения.
  • Город имеет свою уникальную историю. Достаточно лишь того, что из небольшого поселка он вырос до города, который сейчас является четвертым по числу жителей в стране, немного уступая Новосибирску. Со временем его развития фокус сместился с других уральских городов, которые намного старше Екатеринбурга: например, Тюмени и Тобольска.
  • Есть метро, которое хоть и очень медленно, но строится. Станции открываются.
  • Город зеленый, имеется много насаждений, парков, аллей.

Слабые стороны города

  • Климат не самый суровый, но, тем не менее, жесткий. Фактически город расположен в воронке, поэтому воздуху свойственно здесь задерживаться, застаиваться. Зацепилась за Уральские горы проплывающая мимо них туча – неделю будет идти дождь.
  • Дороги, дороги и еще раз дороги. Самая настоящая пропасть. Но Екатеринбург в этом отношении не одинок – в большинстве городов встречается такая проблема, и никуда от этого, как говорится, не деться.
  • Везде и всюду реклама, уродующая облик города.
  • Транспорт заканчивает ходить слишком рано.
  • Вода ужасного качества. Тут просто больше добавить нечего. Ржавчина на стенках чайников – прямое тому подтверждение. Факторами, ухудшающими качество питьевой воды, я бы назвала следующие: хромающая система очистки и изношенные трубы.

[↑]

* Статья не завершена и будет дополняться