Наверх

Вы находитесь в: Главная » Это интересно » Исправляем говор. Часть 5. Упражнения для дикции

Исправляем говор. Часть 5. Упражнения для дикции

Дата: 06 Ноя 2012           Автор:            Рубрики: Это интересно

Помню, что собиралась опубликовать упражнения для улучшения дикции. А вот и руки до них добрались! Однако если вы впервые зашли на мой блог, рекомендую ознакомиться с предшествующими статьями:

Итак, давайте перейдем к упражнениям для дикции.

Упражнения для дикции

Упражнение для дикции

Упражнение для дикции

  • Для чего: определяет двигательные возможности языка по вертикали.
  • Схема выполнения. Выполняется с открытым ртом. По твердому небу проведите кончиком языка, не подворачивая его, как малярной кистью вглубь рта и обратно.

Упражнение 2 – «Ну-ка, дотянись!»

  • Для чего: помогает определить двигательные возможности языка во всех направлениях.
  • Схема выполнения. Откройте рот, попробуйте дотянуться языком до кончика носа, до края подбородка, до какого-либо предмета, помещенного перед ртом. Голову не запрокидывайте, подбородок опустите.

Упражнение 3 – «Горка»

  • Для чего: определяет подвижность спинки языка (что важно при произнесении звуков с, з, ц).
  • Схема выполнения. Кончиком языка упритесь в основание нижнего зубного ряда, и, медленно открывая рот, выпячивайте «горкой» спинку языка. Удерживая язык в таком положении, постучите спинкой по верхнему зубному ряду, опуская и поднимая ее. Нижнюю челюсть держите неподвижной.

Упражнение 4 – «Прилипала»

  • Для чего: помогает определить мышечную силу языка, особенно его боковых краев и кончика (важно для произношения шипящих, звуков л, р). Упражнение помогает выявить природу нарушений: дефекты строения подъязычной уздечки, ограничивающей движения языка по вертикали, недостатки в иннервации языка.
  • Схема выполнения. Откройте рот, подсосите язык к небу так, чтобы его боковые края прилегали к верхнему зубному ряду, а передняя часть к твердому небу. Положение языка должно быть симметричным по отношению к средней линии неба. Удерживая язык в таком положении, опускайте и поднимайте нижнюю челюсть.
Упражнения для дикции

Упражнения для дикции

Если язык отлипает и провисает с какой-либо стороны, это свидетельствует о нарушении иннервации данного участка. Оно часто приводит к дефектному (боковому) произнесению целого ряда звуков (р, ш, ж, щ, ч, с, з, ц). При этом слышится неприятный хлопающий призвук – воздушная струя теряет свое верное центральное направление и через опущенный боковой край языка ударяет в щеку.

При выполнении упражнения можно помочь языку присосаться, прижав его большими пальцами обеих рук. Можно соединить движения языка с движением потягивания: встав на носки и разведя поднятые руки немного в стороны (ладони повернуты к потолку), потянуться вверх, как бы стремиться коснуться потолка и прилипнуть к нему. После небольшой паузы отлепите язык от неба щелчком и одновременно расслабьтесь, «бросив» корпус вперед и вниз.

Упражнение 5 – «Лошадка»

  • Для чего: выявляет уровень мышечного тонуса языка, способность к активной работе его передней части и кончика (для проработки шипящих, л, р).
  • Схема выполнения. Откройте рот и начните щелкать языком при неподвижной нижней челюсти. Необходимо следить, чтобы работала спинка языка, вся его передняя часть, а не один из его боковых краев. Только в этом случае щелчок будет носить четкий звонкий характер.

Упражнение 6 – «Болтушка»

  • Для чего: определяет двигательные возможности языка и подвижность его кончика (шипящие, л, р).
  • Схема выполнения. Откройте рот, поднимите широко распластанный язык на верхнюю губу и, задевая ее, делайте быстрые движения языком вперед-назад: бл-бл-бл.

Упражнение 7 – «Коврик»

  • Для чего: определяет двигательные возможности языка.
  • Схема выполнения. Подверните кончик распластанного языка кверху, зацепите его верхними зубами с нижней стороны. Затем всасывайте, втягивайте, как бы свертывайте его в полость рта так, чтобы он коснулся мягкого неба. Помассируйте кончик мягкого неба кончиком языка, зевните, «развернув» язык. Упражнение выполнять при почти закрытом рте.

Упражнение 8 – «Чистим зубы»

  • Для чего: определяет двигательные возможности языка и подвижность его кончика.
  • Схема выполнения. Откройте рот, попеременно кончиком языка трите то верхние, то нижние зубы со стороны полости рта. При выполнении упражнения кончик языка должен напрячься, как будто язык пытается очистить зубы от налипшей на них ириски или жевательной резинки.

Упражнение 9 – «Барабанщик»

  • Для чего: определяет двигательные возможности языка и подвижность его кончика.
  • Схема выполнения. Откройте рот, кончиком языка как барабанной палочкой ударяйте по бугоркам за верхними зубами «д! д! д!» с разным ритмическим рисунком, постепенно ускоряя темп произношения. Можно добавить к звуку «д» звук «т»: «тд! тд! тд!»

Упражнение 10 – «Дырявый барабан»

  • Для чего: определяет двигательные возможности языка и подвижность его кончика.
  • Схема выполнения. Вариант предыдущего упражнения. После произнесения цепочки звуков «д! д! д!» произносим звук, близкий по звучанию к звуку «з», но за верхними зубами, не сдвигая язык с альвеол. «Барабан» прорывается, и вместо четких резкий ударов слышится «дзж». При этом язык напряжен и плотно прижат боковыми краями к верхнему зубному ряду. Воздушная струя, выходя по центру языка, заставляет его немного вибрировать. Необходимо многократно чередовать постукивание с жужжанием.

Эти 10 упражнений помогут не просто исправить дефекты речи, но и сделать произнесение некоторых звуков правильным, четким. Попробуйте их, если хотите научиться красиво говорить! И обязательно прокомментируйте ваши успехи. А также не забывайте подписаться на обновления блога, если еще не сделали этого ;)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Комментарии к статье: 2

  1. Ирина Раковец
    07.04.2013 в 02:09

    Мы сейчас как раз пытаемся убрать излишнее слюнотечение. Эти посты прямо в точку. Как я раньше их у Вас не видела. Завтра же распечатаю и будем выполнять :cool: Спасибо!

    Ответить
    • Елена
      (автор записи)
      07.04.2013 в 11:22

      Желаю удачи :) Упражнения-то в основном универсальные, подойдут и для детей, и для взрослых

      Ответить